Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Юридический факультет

316 группа

Расписание

Материалы

Наша группа

Конституционное право Зарубежных стран

Тезисы лекций Доц. Ковалевой Т.К.

Лекции по курсу «Конституционное право зарубежных стран» Весенний семестр 2007 года. Всего 14 лекций (8 марта - государственный праздник). Последняя лекция 24 мая - консультация для всего потока по экзаменационным вопросам.

Лекции: <1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14>

Лекция № 1

ВВОДНАЯ
(15 февраля 2007)

Вопросы:
А. организационные: учебники, дополнительная литература, порядок работы в семестре и подготовки к экзамену.
В. Краткий анализ основных конституционных характеристик изучаемых стран (США, Франция, Великобритания, ФРГ, Италия, Япония).
С. Краткое повторение основных положений понятийного аппарата.

Лекция №2

Основы Конституционного права США
(19 февраля 2007)

1. Конституция США (По разделу «Конституция» в экзаменационные билеты будут предложены вопросы: конституционное развитие США, основные черты конституции США, особенности разделения властей по конституции США, конституционный статус личности в США, особенности конституционного контроля в США, война в Ираке: конституционные основы принятия решения).
2. Федерализм США (По разделу «Федерализм США» на экзамен будет предложен одноименный вопрос).
3. Конгресс США
4. Президент США
5. Верховный суд США
6. Война в Ираке: конституционно-правовые основы принятия решения.

Вводная часть
Характеристики США как государства, весьма существенно определяющего международную политическую и экономическую жизнь и как государства, представляющего новые модели и концепции в сфере политики и экономики. Конкретные примеры («Новый курс» Рузвельта, «рейганомика», консервативизм, распространение идей консерватизма в Европе, идеи и работы Милтона Фридмана, Алана Гринспена, Фрэнсиса Фукуямы как отражение переосмысления экономических и идеологических концепций).

1. Конституция США

а) История разработки и принятия (первый одобривший штат - Делавэр, девятый - Нью-Гемпшир). Первая сессия Конгресса - Мэдисон предлагает текст Билля о правах.

б) Компоненты и структура конституции. Преамбула, семь статей, 27 поправок. Общая характеристика языка и установлений конституции. Особенности.

в) «Живая конституция». Основные характеристики. Роль и значение судебных решений в толковании конституции. Современная практика вынесения решений Верховным судом США по вопросам толковании конституции.

г) Система органов государственной власти и управления. Особенности конституции в части отсутствия ряда типичных для конституции положений, как-то: нет указания на форму правления в Союзе. Принцип «сдержек и противовесов» (общая характеристика).
Распределение полномочий по «горизонтали» и по «вертикали» (общая характеристика).

д) Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Гражданство. Права и свободы граждан. Личные права и свободы. Проблемы права на жизнь и права на смерть. Современные проблемы реализации конституционных установлений. Решения Верховного суда США по вопросам личных прав.

е) Порядок внесения изменений в конституцию США.

ж) Конституции Штатов.

з) Роль конституции США. Ее влияние на конституционно-правовые установления в других странах.

Разделение властей - повсеместно.
Дуалистический федерализм: Швейцария, Австралия, Мексика, Бразилия.
Другие примеры.

2.Федерализм США

Вводная часть: уточнение терминов федерализм и федерация. Федерализм как политический принцип. Федерация как воплощение федеративного принципа. Уточнение понимания связи федерализма и демократии, развитие федералистской концепции в настоящее время.

1) Историческая справка. Первоначальный формат федеративного Союза - 13 штатов. Последующее увеличение территории США. (1803 г. - Луизиана,1819 г. - Флорида,1845 г. - Техас, 1848 г. - Калифорния, Аризона, Колорадо, Нью-Мексико, 1867 г.- Аляска и Алеутские острова, 1893 г.- Гавайские острова).

2) Конституционные установления о порядке образования новых штатов и порядке вхождения в Союз (раздел 3 ст.4).

3) Конституционный статус штата. Государственная целостность Союза как важнейшая составляющая положения штата. Принцип равноправия штатов и формы его закрепления.

4) Разграничение компетенции между Союзом и штатами. Дуалистический федерализм. Исключительная компетенция Союза (раздел 8 ст.1). Остаточные полномочия штатов (поправка 10). Подразумеваемые полномочия (раздел 3 ст.1). Четыре корректирующих положения (совпадающие полномочия, запрещающие установления как для штатов, так и для Союза, запрещающие для Союза, запрещающие для штатов).

5) Система органов власти и управления в штатах. Форма правления - республиканская (разд.4 ст.4). Легислатура - губернатор. Местное самоуправление.

Лекция № 3

Основы Конституционного права США (продолжение)
(19 февраля 2007)

3. Конгресс США

По разделу «Конгресс США» в экзаменационные билеты будут включены следующие вопросы: Конгресс США. Порядок избрания; Конгресс США. Компетенция.

По разделу «Президент США» в экзаменационные билеты будут включены следующие вопросы: Президент США. Порядок избрания; Президент США. Компетенция; Правительство США. Порядок формирования; Правительство США. Место в системе высших органов власти и управления, компетенция; Порядок проведения процедуры импичмента.

А). Структура Конгресса США. Бикамерализм.

Б). Порядок формирования Конгресса США.
Акт о федеральных избирательных компаниях, Акт о гражданских правах. Акт о перераспределении мест в Конгрессе. Активное избирательное право, пассивное избирательное право - ПП- 25 лет, Сенат - 30 лет. Гражданство - ПП-7 лет, Сенат -9 лет, ПП - 435 депутатов 1 депутат на примерно 540 тыс. жителей (+ ОК и зависимые территории), срок полномочий - 2 года. Сенат -100 депутатов. Каждый сенатор избирается на шесть лет.

В). Конгресс как представительный орган, осуществляющий на федеральном уровне законодательные функции.
Важность конституционной формулировки «законодательные полномочия» Конгресса. Пределы компетенции Конгресса, ее относительная ограниченность. ( Раздел 8 ст. 1 и поправка 16: финансы, экономика и культура, внешняя политики, оборона и безопасность, прочие полномочия). Позитивная и негативная регламентация полномочий Конгресса. Дополнительная компетенция каждой из палат Конгресса.

Г). Организация работы Конгресса, особенности статуса члена Конгресса.

4. Президент США

А). Порядок избрания. Пассивное избирательное право – 35 лет. Гражданин по рождению. Ценз оседлости – 14 лет. Конституционный запрет на переизбрание более двух раз. Коллегия выборщиков, состав и порядок избрания. Экстраординарные процедуры избрания президента и вице-президента. Порядок прекращения полномочий. Акт о преемственности должности Президента США 1948 года.

Б). Компетенция. Сферы безопасности, внешних сношений, взаимодействия с другими ветвями власти. Необходимость сотрудничества с Конгрессом как важная составляющая президентской деятельности. Послания Президента (о состоянии Союза, экономическое и бюджетное) Президент как глава исполнительной власти. Конституционные, подразумеваемые и делегированные полномочия президента США. Правительство США (Кабинет). Порядок формирования, компетенция, место в системе высших органов государственной власти и управления.

В). Привилегия исполнительной власти. Понятие и реализация.

Г). Процедура импичмента. Исторический обзор. 16 случаев, когда дело об импичменте доходило до Сената (сенатор, военный министр, два президента и судьи). Анализ на примере дела президента У. Клинтона. (1998 г.) ПП - голосование по двум пунктам обвинения: лжесвидетельство и обструкцию в отношении судебной власти. Итог голосования: в Сенате 12 февраля 1999 года не набралось достаточного количества голосов.

Д). Вице-президент. Порядок избрания. Компетенция.

Лекция № 4

Основы Конституционного права США (окончание)
(5 марта 2007)

5. Верховный Суд США

По разделу «Верховный суд» в экзаменационные билеты будут включены следующие вопросы: Верховный суд. Порядок формирования; Верховный суд. Место в системе высших органов власти и компетенция.

Вступительная часть о судебной системе США (федеральные суды - окружные, апелляционные, судебные системы штатов, специализированные суды).

Верховный суд США. Место в системе высших органов власти.

Верховный суд США. Состав. Порядок формирования. Порядок проведения заседаний.
Компетенция. Рассмотрение дел по первой инстанции. Рассмотрение дел в порядке апелляции.

Конституционный контроль и толкование Конституции. Особенности конституционного контроля в США. 1803 г. дело Марбэри против Мэдисон. Другие решения Верховного суда США (Гидеон против Уэйнрайта-1963 г., Миранда против штата Аризона -1966 г., Лоуренс против штата Техас- 2003 г.).

6. Война в Ираке: конституционно-правовые аспекты

Исторический анализ. Первая война с Ираком 1991 г. Ration actor model как модель принятия решения о войне (единственный рационально мыслящий лидер на основе его понимания национального интереса). Захват Кувейта, опасность для жизненно важных интересов США. Проблемы и результат войны 1991 г. Систематическое противостояние с Ираком.

С 1798 по 2006 гг.- 238 применений военной силы. За 200 лет 7 раз обсуждалось в Конгрессе возможность объявления войны: в 1812 г.- Великобритании, в 1846 г.- Мексике, в 1898 г. - Испании, в1917 г.- Германии, в 1941г. - Японии, Германии и Италии, в 1964 г. - Вьетнаму, в 1991г. - Ираку. Четырежды война объявлялась официально. Последний раз в1941 году.

Формально конституция США устанавливает право Конгресса объявлять войну. (Статья 1 раздел 8, п. 11).
Конституционные основы полномочия Президента на использование военной силы.
Базовые Принципы применения военной силы: самооборона, превентивная самооборона (1983 г. - Гренада,1986 г. - Ливия), определение правительством степени угрозы, приказ Президента США (как главнокомандующего вооруженными силами).
Закон о военных полномочиях 1973 года. История принятия. Общая характеристика и основные положения.

Теракты 11 сентября 2001 г.
Формальный повод для войны с Ираком - подозрение о наличии оружия массового уничтожения и отказ Ирака от сотрудничества с международным сообществом. Принцип превентивного удара.
Октябрь 2002 года - резолюции Конгресса (третьи по Ираку 1991,1998)- разрешение на использование военной силы. Голосование в поддержку военных действий в 2002 г.: 296 - ПП и 77 - Сенат. Январь 2003 г. - окончательное решение о начале военных действий.

По разделу «Война в Ираке: конституционно-правовые основы и политические реалии» в экзаменационные билеты будет включен одноименный вопрос.

Лекция № 5 и Лекция № 6

Основы Конституционного права ЯПОНИИ
(12 марта 2007 - прочитаны обе лекции)

1. Конституция Японии. Особенности разработки и принятия. Общая характеристика.
2. Конституционный статус личности в Японии.
3. Парламент Японии. Порядок формирования.
4. Парламент Японии. Компетенция.
5. Особенности статуса императора Японии.
6. Правительство Японии. Порядок формирования и компетенция.

По разделу «Основы конституционного права Японии» в экзаменационные билеты будут включены все указанные выше вопросы.

1. Конституция Японии. Особенности разработки и принятия. Общая характеристика

Историческая справка. Открытие портов Японии в 1858 году. 1867 г. – император Муцухито. Основные задачи его правления. Рецепция европейского права. Французская модель. Германская модель. Причины рецепции. Императорская Хартия 1889 г. (заимствование из Прусской конституция 1851 г.) Оригинальность статей 1 (господство династии императора), 31 (полномочия императора во время войны) и 71 (применение прошлогоднего бюджета в случае непринятия его парламентом).

Поражение Японии во второй мировой войне. Изменения в государственном строе Японии. Разработка проекта новой конституции. Проект специальной комиссии Правительства Японии. «Проект Макартура». Одобрение «проекта Макартура» императором Хирохито, парламентом (6 октября 1946 г.), Тайным советом.

До настоящего времени изменения в конституцию не вносились.

  • Конституция 1947 г. - основа фундаментальных изменений в системе государственных ценностей Японии.
  • Заимствование из американской и английской конституционной теории и практики.
  • Закрепление принципа народного суверенитета. Особенности формального компромисса по толкованию термина «народ» и использование соответствующего иероглифа. Народ как оппозиция императору и как совокупность людей, принадлежащих одной нации. Император как часть народа. Особый смысл ст. 1 конституции о народе как носителе суверенитета.
  • Конституция содержит нормы о возможности контроля над всеми ветвями государственной власти. Конституционный контроль - по американскому образцу.
  • Закреплена форма правления по английскому образцу. Специфические особенности Конституции - статус Императора, пацифизм и правовой статус личности.

Пацифизм (ст.9 конституции). Японский милитаризм. Идеология самураев. Впервые предложил идею статьи 9 премьер-министр Сидэхара. Развитие указанного положения. Статья 6 Договора о безопасности между США и Японией 1960 г. Создание американских военных баз. Организация сил самообороны. 1988 г. и 1992 г. Законодательство о разрешении участия в операциях по поддержанию мира. Фактическое участие Японии в ряде операций (Камбоджа - 1992 г., Мозамбик - 1993 г.). События 11 сентября 2001 г. Новое законодательство Японии - расширение сферы использования сил самообороны (участие в Ираке).

2. Конституционный статус личности в Японии

Гражданство. Принцип крови.

  • Конституция закрепляет широкий круг прав и свобод.
  • В качестве основы берется достаточно двусмысленная концепция прав человека, которые «предоставляются» в качестве нерушимых вечных прав. Формулировки статей достаточно четки, практически не содержат каких-либо оговорок.
  • Представлены все основные виды прав и свобод - личные, социально-экономические и политические.
  • Личные права и свободы. Право на жизнь, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, имущества и др. Ст.40, ее общественная значимость.
  • Социально-экономические права. Особенности закрепления.
  • Особенности регулирования. Ст. 14, ст. 15, ст. 16.

3. Парламент Японии. Порядок формирования

Влияние правового опыта Великобритании. В 1994 г. и в 2000г. - избирательная реформа. Палата представителей - 480 депутатов (4 года). Палата советников - 252 депутата (6 лет при переизбрании наполовину каждые три года). Смешанная избирательная система. Особенности проведения избирательных компаний.

4. Парламент Японии. Компетенция

Статья 41 Конституции.
Статья 42 - бикамерализм. Палата представителей и Палата советников. Неравноправность палат (вопросы бюджета и одобрения международных договоров, выдвижение премьер-министра, в случае разногласий - ПП, право созыва совместного заседания палат у ПП, ответственность правительства перед ПП). Неопределенная компетенция парламента. Законодательная власть, одобрение бюджета, контроль деятельности правительства, осуществление суда в порядке импичмента.
Организация палат. Председатель палаты. Статус «надпартийности».
Сессии. Комиссии. Законодательный процесс.
Статус парламентариев. Индемнитет. Исключение членов палат из ее состава. Механизмы контроля деятельности правительства: общие дискуссии, интерпелляции, парламентские расследования, резолюции недоверия, отклонение резолюции о доверии. Вспомогательные парламентские органы.

5. Особенности статуса императора Японии

Исторический анализ. Японский милитаризм. Идеология самураев.
15 сентября 1945 года. Император Хирохито. Конституционное закрепление нового статуса императора.
Салическая система престолонаследия. Эра Акихито (с 1989 г.- Хэйсэй «мир повсюду»). Императорские регалии: зеркало, драгоценный камень и меч. Кронпринц Нарухито и принц Акисино. Современные проблемы престолонаследия. Принц Хисахито.
Статья 1 Конституции. Император как символ государства и единства народа. Полномочия императора. Статьи 3,4,6,7 Конституции.
Особенности установлений ст.7 Конституции.
Совет императорского двора.
Управление императорского двора.
Статья 41 Конституции.

6. Правительство Японии. Порядок формирования и компетенция

Правительство Японии - Кабинет (ст.65) - исполнительная власть.
Структура Кабинета (премьер-министр, государственные министры (ст.66)). Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов (ст.67). Роль ПП. Роль императора (ст.6 назначение императором премьер-министра по представлению парламента).
Премьер-министр назначает государственных министров и отстраняет их от должности (ст.68). Роль императора (ст.7 - император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа следующие действия: ...подтверждение назначений и
отставок государственных министров...).
Особая роль премьер-министра. Конституционное закрепление полномочий (ст.72). Закон об организационной реформе Кабинета министров 1999 г.
Министры, роль административных заместителей министров.
Компетенция Кабинета (ст.73).
Институт контрасигнатуры.

Лекция № 7 и Лекция № 8

Основы Конституционного права ИТАЛИИ
(обе лекции прочитаны 19 марта 2007)

Вопросы:
1. Конституционное развитие Италии.
2. Особенности Конституции Италии 1947 г., проблемы современной конституционной реформы.
3. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина в Италии.
4. Парламент Италии. Порядок формирования.
5. Парламент Италии. Компетенция.
6. Президент Италии. Порядок избрания.
7. Президент Италии. Компетенция.
8. Совет министров Италии. Порядок формирования и компетенция.
9. Конституционный суд Италии.
10. Областная автономия в Италии.
(Все указанные выше вопросы войдут в экзаменационные билеты).

1. Конституционное развитие Италии

  • Раздробленность Италии и долгий процесс объединения. Завершение процесса объединения в 1860 - 1870 гг.
  • Роль Пьемонтского (Альбертинского) статута 1848 г. как основы современного конституционного права Италии. Конституционная монархия в Италии. Салическая система престолонаследия. Роль монарха. Элементы парламентаризма. Ликвидация папского государства в 1870 г.
  • Италия в Первой мировой войне. Результаты Парижской мирной конференции. Послевоенный кризис.
  • Италия как образец страны с «взрывным» характером создания индустриального общества, отсутствием устойчивой индивидуалистической традиции. Процесс активизации массовой ментальности. Ее проявления как в спонтанных действиях, так и в деятельности организаций. Перерастание экономического кризиса в политический.
  • 1919 год. Появление фаши ди комбатименто и их идеология. Партия «Фаши италиани ди комбатименто». Социальная база новой партии. Создание массовых организаций: «Баллила», «Авангард», «Молодые фашисты» и др.
  • «Поход на Рим» 17 октября 1922 года. Назначение Виктором - Эммануилом главой правительства Бенито Муссолини. 1923 год - приятие избирательного закона «А чербо». Создание Большого фашистского Совета. 1926 год введение в силу «чрезвычайных законов». Создание особого трибунала. Создание корпоративной системы. Особенности политического режима Муссолини. Отличие от режима Сталина и Гитлера: отсутствие террора общенационального масштаба и др. Геббельс: дуче - «не революционер, как Сталин или Гитлер...ему не хватает широты мирового революционера и мятежника».
  • Участие Италии во Второй мировой войне. Переворот 25 июля 1943 года увольнение Муссолини с одобрения Большого фашистского совета. Выход Италии из войны 8 сентября 1943 года. Процесс демократизации. 18 июля 1944 года сформировано правительство из представителей комитетов национального освобождения. Принятие Временной конституции для избрания Учредительного собрания.
  • Апрель 1945 года - создание Национального консультативного совета. Принятие законов о выборах в Учредительное собрание. 2 июня 1946 год - референдум по вопросу о форме правления. (С перевесом 2 млн. голосов республиканская форма правления победила). Выборы Учредительного собрания. Его функции и роль.
  • 22 декабря принятие новой Конституции. Вступила в силу 1 января 1948 года.

2. Особенности Конституции Италии 1947 г., проблемы современной конституционной реформы

Структура: основные принципы, часты 1 (права и обязанности граждан), часть 2 (устройство республики). Части разделены на разделы, отделы и статьи.

  • Компромиссный характер конституции.
  • «Широкая конституция».
  • Недостаточность установлений, касающихся должного осуществления власти, узкоцелевая направленность на предотвращение возрождения тоталитарного режима.
  • Декларативность.
  • Жесткий порядок пересмотра.
  • Особенности статуса человека и гражданина.
  • Относительный пацифизм.
  • Учреждение Конституционного суда как гарантии от произвола.
  • Широкое закрепление институтов непосредственной демократии.
  • Особое место отношений государства и католической церкви.
  • Особенный статус областей.
  • Современная конституционная реформа. Реформа 2001 года. Проект С. Берлускони.

Основные положения: усиление власти премьер-министра, уменьшение власти президента, децентрализация власти. Итоги референдум 26 июня 2006 года.

3. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

Субъекты прав различны - граждане, все лица, «родители», «их дети» и др. Нестрогое распределение по группам общественных отношений (личные, социально-экономические и политические). Часть 1. Четыре раздела (гражданские, этико-социальные, экономические и политические отношения).

Равенство как основа конституционного статуса личности (ст.3).

Институт гражданства. Конституционный запрет лишения гражданства. Принцип крови. Особенности классификации конституционных прав и свобод (гражданские отношения, этико-социальные отношения, экономические отношения, политические отношения).

Личные права и свободы. Право на жизнь, личная свобода (ст.13),неприкосновенность жилища, свобода и тайна корреспонденции (ст.15), свобода передвижения, др. Политические права и свободы. Свобода собраний, свобода объединений, религиозная свобода, свобода выражения мысли, право на петиции, др.

Экономические, социальные и культурные права. Частная собственность, право на труд, свобода образования профсоюзов, право на забастовку, свобода искусства и науки и их преподавания.

Конституционные обязанности человека и гражданина. Верность республики, соблюдение конституции и законов, защита родины, военная служба, уплата налогов, обязанность содержать, обучать и воспитывать детей.

Конституционно - правовые гарантии прав и свобод.

4. Парламент Италии. Порядок формирования

Палата депутатов (630 членов). Активное избирательное право - с 18 лет. Пассивное избирательное право - с 25 лет.
Сенат (315 членов + все бывшие президенты и пять назначаемых президентом пожизненных сенаторов). Избирается по областям. Число мест пропорционально населению области. Активное избирательное право - с 25 лет. Пассивное - с 40 лет. Реформа избирательной системы в 1993 году.
75 % каждой из палат избирается по мажоритарной системе относительного большинства, 25% – по пропорциональной на 5 лет с возможностью продления законом в случае войны (ст.60).

5. Парламент Италии. Компетенция

Особенности закрепления компетенции. Реформы 2001-2003гг. Исключительная сфера ведения государства, конкурирующая компетенция, остаточная компетенция. Законодательная деятельность (см. также ст.117 Конституции, конституционная поправка 2001 г.), принятие бюджета, утверждение отчета об исполнении, контроль исполнительной власти {пять процедур: отчет об исполнении бюджета; письменный запрос к правительству об определенном факте; запрос с немедленным ответом; интерпелляция - Т.е. запрос о намерении правительства по отношению к определенной ситуации; расследования - СТ.82 Конституции}, избрание ряда должностных лиц. Палаты равноправны.
Организация работы парламента. Председатели палат. Особенности их статуса. Парламентские фракции. Комиссии и комитеты. Временные комиссии. Специальные комитеты.
Статус парламентария (ст.68 Конституции).

6. Президент Италии. Порядок избрания

Раздел 2.Конституции.
Статьи 83 (избрание на совместном заседании палат + три делегата от каждой области и один от области Валле - д'Оста), 84 (требования к кандидату, пассивное избирательное право), 85 (избрание на семь лет). Квалифицированное большинство две трети в первых двух голосованиях, затем абсолютное большинство (ст.83).

7. Президент Италии. Компетенция

Статьи 87,88 Конституции.
право направлять послания,
назначение выборов палат,
право разрешать правительству представлять законопроекты,
право промульгировать законы, издавать декреты, регламенты, право роспуска палат,
право назначения референдума,
право назначать ряд должностных лиц,
право ратифицировать международные договоры,
право аккредитовать и принимать дипломатических представителей. Главнокомандующий вооруженными силами.
Право помилования и смягчения наказаний.
Институт контрасигнатуры.
Институт политической ответственности.

8. Совет министров. Порядок образования и компетенция

Раздел 3 Конституции.
Статья 92.Состав правительства и порядок формирования. Проблемы терминологии (см. название раздела 3 и отдела 1).
Статья 94 - процедура получения доверия палат.
Председатель Совета министров. (ст.95 Конституции).
Особенности принятия решений правительством Италии.

9. Конституционный Суд Италии

Отдел 1 раздела 4 части 2 Конституции (ст.134 - 137).
Формирование (президент, парламент, высшие магистраты). Количественный состав. Сроки службы.
Статус судьи.
Компетенция.
Толкование конституции.

10. Областная автономия в Италии

Итальянский регионализм.
Раздел 5 части 2 Конституции.
Республика включает коммуны, провинции, столичные города, области и государство (Конституционный закон 2001 г.).
«Республика автономий». Федерализация формы государственного устройства. Реформы 2001-2003 гг. Право областей на самоорганизацию. Асимметричная Финансовая
автономия.
Организация власти в областях. Совет - джунта. Устав области.
Полномочия центральной власти: роспуск областных советов и др.

Лекция № 9 и Лекция № 10

Основы Конституционного строя ВЕЛИКОБРИТАНИИ
(прочитаны 9 и 16 апреля 2007)

Вопросы:
Монарх Великобритании.
Особенности конституционного развития Великобритании.
Конституция Великобритании. Основные черты и особенности.
Статуты как источники конституции Великобритании.
Судебный прецедент как источник конституции Великобритании.
Конституционный обычай как источник конституции Великобритании.
Доктринальное мнение как источник конституции Великобритании.
Особенности принципа разделения властей в Великобритании.
Конституционно- правовое положение личности в Великобритании.
Парламент Великобритании. Порядок формирования.
Парламент Великобритании. Компетенция.
Правительство Великобритании. Порядок формирования.
Правительство Великобритании. Место в системе высших органов власти. Компетенция. Политико-административное устройство Великобритании.
Конституционные реформы лейбористов.

(Все указанные вопросы войдут в экзаменационные билеты).

Монарх Великобритании

  • Историческая справка. Вильгельм IV, (племянница Вильгельма) королева Виктория, Эдуард VII, Георг V, Эдуард VIII, Георг VI, Елизавета.
    Акт о престолонаследии 1701 года (Act of Settlement). Основные положения. Отстранение от престола лиц католического вероисповедания, лиц, состоящих в браке с католиками и их нисходящее потомство. Закрепление кастильской системы престолонаследия. Право монарха с согласия парламента на изменение порядка престолонаследия. Первый наследник. Другие наследники. Статус супруга монарха.
  • Особенности статуса монарха. Роль формальная и фактическая. Прерогативные полномочия как часть обычного права. Прерогативные личные полномочия (трон, корона, мантия, титул, цивильный лист и др.). Прерогативные политические полномочия (монарх - часть парламента, тронная речь, вето, роспуск парламента). Дискреционные полномочия (назначение премьер-министра в 1957 году Макмиллана, в 1963 году - Дугласа-Хьюма, в 1974 году - формирование правительства лейбористами).
Другие полномочия. Судебная сфера, главнокомандующий вооруженными силами, глава Содружества (53 государства), внешнеполитическая сфера, глава англиканской церкви. Институт контрасигнатуры.
Современные проблемы. Королевская семья. Отношения монарха с премьер-министром.

Особенности конституционного развития Великобритании. Конституция Великобритании: основные черты и особенности. Источники конституции Великобритании

  • Традиции парламентаризма, роль судов, монархическая форма правления, демократическая система власти, высокая правовая культура. Реформы лейбористов.
  • Специфика формы конституции Великобритании. Понятие конституции «совокупность правовых предписаний, обычаев и конвенционных норм, которые определяют организацию, структуру и полномочия органов государства и регулируют их взаимоотношения между собой» (Hood Phillips). Проблемы характеристики британской конституции как целостного юридического явления. Британская конституция как своеобразный политико-юридический феномен. Писаная и неписаная часть. Споры в доктрине. Соотношение писаной и неписаной частей конституции. Особенности статутного регулирования. Гибкий порядок изменения. Роль конвенционных норм. Анализ понятия «фиктивность конституции» применительно к конституции Великобритании в ее статутном выражении.
  • Статуты. Понятие. Анализ статутов, признаваемых частью конституции, регулирующих: правовое положение человека и гражданина, избирательное право, структуру, полномочия и взаимоотношения палат, статус монарха, основы государственного устройства, судебную систему и др. (около 70 актов).
  • Обычное право (конституционные соглашения). Понятие: конституционных соглашений, конвенционных норм, обычаев. Основные характеристики конституционных соглашений (юридическая необязательность, не обеспеченность юридическим принуждением). Конституционные соглашения как основа конституционного права Великобритании. Субъекты создания конвенционных норм. Сфера действия конституционных соглашений. Виды конституционных соглашений. Конкретные примеры конституционных соглашений. Акты парламента с юридической точки зрения издаются Короной, Палатой лордов и Палатой общин. Королева имеет право вето. Королева должна санкционировать любой акт, если против этого не возражает ее правительство. Королева назначает премьер-министром лидера победившей партии, Процедура роспуска парламента. Парламент должен собраться хотя бы раз в год. Коллективная ответственность правительства. Судьи не должны принимать участия в политической жизни. Члены парламента не должны критиковать судебную власть. Суверенитет парламента как фундаментальный принцип британского конституционализма. Последствия несоблюдения конституционных обычаев. Подтверждение судами конституционных обычаев (например, 1884 г. - подтверждено право парламента решать внутренние дела). Различное происхождение конституционных соглашений.
  • Судебные прецеденты. Общее право и право справедливости. Судебная реформа 1873 года. Суды, создающие прецеденты. Основная сфера действия - привилегии Короны.
  • Доктрины. Понятие. Труды Брэктона, Блэкстона и др. Особенности ссылки на труды ученых - юристов. (Примеры: труды А. Дайси как теоретика разработки установлений о королевских прерогативах.). Эволюционные процессы.

Конституционно-правовое положение личности

  • Институт гражданства (подданства). Принцип «почвы» и «принцип крови». риобретение гражданства по рождению. Приобретение гражданства по происхождению (для лиц, рожденных вне территории Великобритании). Натурализация. Лишение гражданства при причинении серьезного вреда интересам Соединенного королевства. (Закон 2002 года). Различие в статусе лиц, получивших гражданство разными способами. Гражданство Содружества, его юридическое значение. Гражданство ЕС. Статус иностранцев.
  • Личные права и свободы. Права и свободы - не следствие, а источник законов. (См. также раздел Конституционные реформы лейбористов) Особенности закрепления. Новейшие тенденции. Право на эвтаназию (Палата лордов 2001г.- запрет).

Ограничения в связи с антитеррористическими операциями. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Конституционные реформы лейбористов и права человека и гражданина.

Парламент Великобритании. Порядок формирования

  • Структура.
  • Палата общин. Особенности статуса. Численный состав (непостоянен – 659 депутатов).
    Срок полномочий - 5 лет.
    Порядок формирования.
    Мажоритарная система относительного большинства: полемика и политические реалии.
  • Палата лордов. Особенности статуса. Численный состав (703 члена: 568 - пожизненных пэров, 92 - наследственных пэров, 24 - духовных лорда. Судебные лорды исключены). Реформа: концепция и этапы. Акт о конституционной реформе2005 г. Сокращение числа наследственных пэров до 92. Порядок их избрания (всеми пэрам и пропорционально соответствующим политическим убеждениям). Проблемы реформирования.

Парламент Великобритании. Компетенция

Спикер Палаты. Лидер Палаты. Сессии. Комитеты.
Особенности компетенции палат.
Законодательный процесс. Особенности делегированного законодательства в Великобритании. Формы контроля над актами делегированного законодательства. Контроль деятельности правительства. Особенности и формы. Отказ в доверии. Резолюция порицания.

Правительство Великобритании. Порядок формирования

Правительство: состав, структура. Кабинет: состав. Внутренний кабинет: состав. Премьер - министр. Закрытый характер деятельности кабинета. Теневой кабинет. Понятие, порядок формирования.

Правительство Великобритании. Место в системе высших органов власти. Компетенция

Особенности статуса. Конституционная модель определения компетенции. Правительство
как коллегиальный советник Короны. Премьер-министр. Министры.

Особенности принципа разделения властей в Великобритании
(Для самостоятельной подготовки)

«Слияние властей» - миф или реальность?
Монарх - как часть парламента.
Судебные полномочия парламента (до 2005 г.).
Статус лорд-канцлера как члена кабинета министров, спикера Палаты лордов и верховного судьи, единолично назначающего судей приказом Королевы. Конституционные реформы лейбористов и разделение властей.

Политико-административное устройство Великобритании

Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.
Процессы деволюции в Шотландии и Уэльсе 1998 г. Акты о Шотландии и управлении Уэльсом. Апрель 1998 г. Соглашение по Северной Ирландии.
Региональные законодательные органы.
Выделение областного уровня управления.

Конституционные реформы лейбористов

  • Начало реформ первая сессия парламента май 1997 - октябрь 1998 г. «Революционный» характер реформ.
  • Включение во внутренний правопорядок норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года. (Принятие Human Rights Act 1998 г.)
  • Ослабление аристократических институтов. В 1999 году (на 1 января) – 1206 членов Палаты лордов. Акт о Палате лордов 1999 г. Реформа 1999 г.- из 788 наследственных пэров осталось - 92. Второй этап - упразднение Палаты лордов к 2011 г. Создание принципиально новой палаты из 600 членов. (120 - избираемых, 120 - назначаемых специальной комиссией, 360 – назначаемых лидерами политических партий пропорционально результатам выборов в Палату общин). Судебные иски исключенных пэров.
  • Изъятие судебных полномочий у Палаты лордов (2005 г.) Акт о конституционной реформе.
  • Реформа судебной системы. Выведение судебных лордов из Палаты лордов.
  • Вопрос о замене избирательной системы (мажоритарной на пропорциональную).
  • Акт о Шотландии, Акт об управлении Уэльсом 1998 г. Акт о Северной Ирландии. Акт о полномочиях Большого Лондона 1999 г.
  • Изменение статуса лорд-канцлера (теперь - государственный секретарь по конституционным вопросам).

Лекция № 11 и Лекция № 12

Основы Конституционного права Федеративной Республики ГЕРМАНИИ
(обе прочитаны 23 апреля 2007)

Вопросы:
Основной закон Германии. Общая характеристика.
Конституционный контроль в Германии.
Конституционный статус личности в Германии.
Разделение властей по основному закону Германии.
Германская федерация.
Парламент Германии. Порядок формирования.
Парламент Германии. Компетенция.
Федеральный президент Германии. Порядок избрания и компетенция. Федеральное правительство Германии. Порядок формирования и компетенция. Федеральный канцлер Германии. Порядок избрания и компетенция.
(Все указанные вопросы войдут в экзаменационные билеты).

1. Основной закон Германии. Общая характеристика

  • Краткая историческая справка о подготовке проекта основного закона. Принятие 8 мая 1949 г. Краткая историческая справка о присоединении ГДР к ФРГ 3 октября 1990 г. Две юридические возможности присоединения (ст.23 и ст.146 Основного закона).
  • Структура конституции (Преамбула и 14 разделов).

Основа акта - конституционные традиции и политический опыт Германии (исключение институтов непосредственной демократии, особый статус президента). Веймарская конституция.

  • Концепция правового государства (ст.20 ,ст.21).Принцип разделения властей как составная часть концепции правового государства.
  • Прямое действие положений о правах и свободах. Институт лишения прав и свобод. Пределы и механизм использования.
  • Закрепление положений о форме правления и принципе разделения властей.
  • Закрепление положений о системе органов власти и управления.
  • Закрепление положений о форме государственного устройства.
  • Закрепление положений об отношении с Евросоюзом.

Порядок изменений конституции.
Конституционный контроль.

2. Конституционный контроль в Германии

Раздел 9 основного закона - «Правосудие».
Статья 93 - компетенция (см.)
Статья 94 - порядок формирования (см.). Закон от Федеральном конституционном суде
1951 г. (два сената по 8 судей).

3. Конституционный статус личности

  • Общая характеристика конституционных прав и свобод (конституционное закрепление установления о человеческом достоинстве, принципа равноправия и др.).
  • Институт гражданства.

Личные права, свободы и обязанности. Особенности юридической конструкции положений. Отмена смертной казни в разделе «Правосудие» - ст. 102.
Политические права, свободы и обязанности. Особенности юридической конструкции положений.

Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности. Анализ ч.3ст.14 основного закона как типичного установления послевоенных конституций. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод.

4. Разделение властей по Основному закону

Статья 20(3) во взаимосвязи с другими положениями основного закона.

5. Германская федерация

  • Историческая справка. Решения Контрольного совета 1945 г. о демилитаризации, денацификации и демократизации страны. Ликвидация Пруссии.
  • Земли как субъекты федерации. Процессы оптимизации структуры германской федерации.
  • Распределение компетенции между Федерацией и землями. Понятие презумпции компетенции земель. Презумпция законодательной компетенции земель. Исключительная компетенция Федерации (ст.73). Конкурирующая компетенция (ст.ст. 72,74). Рамочное законодательство (ст.75). Институт федерального принуждения. Федеральный надзор (раздел 8). Финансовый федерализм (раздел 10).

6. Парламент германии. Порядок формирования и компетенция

  • Структура парламента. Статус Бундесрата.
  • Формирование Бундестага (Федеральный съезд). 614 депутатов на 4 года (смешанная система: мажоритарная относительного большинства и пропорциональная). Заградительный пункт. Активное и пассивное избирательное право.
  • Формирование Бундесрата (Федеральный Совет).69 депутатов.
  • Компетенция Бундестага. Законодательная деятельность, принятие бюджета, участие в формировании ряда государственных органов, заключение международных договоров, контроль деятельности правительства и др.
  • Компетенция Бундесрата. Законодательная деятельность. Принятие бюджета. Федеральный надзор. Участие в делах Евросоюза и др.

7. Федеральный Президент Германии. Порядок избрания и компетенция

Раздел 5 Основного закона (см.).
Характер и особенности компетенции президента.
Институт контрасигнатуры. Решения президента, не требующие контрасигнатуры (назначение и смещение канцлера, роспуск Бундестага по 63 ст.)
Особенности полномочий президента Германии по ст. 63 и ст.68 Основного закона..

8. Федеральное Правительство (порядок формирования и компетенция). Федеральный канцлер (порядок избрания и компетенция) (раздел 6 Основного Закона)

Особенности структуры правительства (ст.62).
Порядок избрания канцлера (ст.63).
Вице-канцлер (ст.69).
Порядок назначения федеральных министров (ст.64).
Компетенция канцлера (ст.65).
Особенности процедуры вотума недоверия (ст.67).
Особенности закрепления компетенции правительства в Основном законе. Правовые постановления как инструмент деятельности правительства (ст.80).

Лекция № 13 и Лекция № 14

Основы Конституционного права ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(далее - Франция)
(прочитаны 7 мая и 14 мая 2007)

Вопросы:
Конституционное развитие Франции.
Особенности разработки и принятия конституции Франции 1958 года.
Конституция Франции 1958 года. Основные черты и особенности.
Конституционный статус президента Франции.
Особенности конституционного статуса парламента Франции.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина во Франции.
Французская модель разделения властей.
Президент Франции. Порядок избрания.
Избирательная кампания 2007 года: юридические аспекты и политические реалии.
Президент Франции: компетенция и место в системе высших органов государственной власти и управления.
Парламент Франции. Порядок избрания.
Парламент Франции: компетенция.
Правительство Франции: порядок формирования.
Правительство Франции: особенности Конституционного статуса и компетенции.
Совет министров и кабинет министров во Франции.
Конституционный контроль во Франции.
(Все указанные вопросы войдут в экзаменационные билеты).

1. Конституционное развитие Франции. Особенности разработки и принятия Кон-ституции Франции 1958 г.

Основные черты Конституции 1946 г.
Политическая обстановка конца 40-х начала 50-х годов во Франции. Решения Реке Коти. Приход де Голля. Конституционный закон 3 июня 1958 года: пять базовых условий новой конституции. Речь де Голля в Байе 16 июня 1958 года. Идеи М. Дебре как разработчика проекта конституции. Переходные положения конституции.

2. Конституция Франции 1958 года. Основные черты и особенности

Состав и структура конституции.
Понятие «конституционного блока». Анализ четырех элементов «конституционного бло-ка»: конституция, другие акты, основные принципы, признанные законами Республики, Хартия окружающей среды (после соответствующего решения Конституционного совета).
Особенности конституционной характеристики государства.
Особенности формы правления. Конституционная модель разделения властей.
Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина.
Изменение статуса президента.
Изменение статуса парламента.
Корректировка принципа разделения властей.
Особенности референдума (ст.89,53,11,88-5).
Учреждение конституционного контроля.
Отражение существования политических партии.

3. Президент Франции. Особенности конституционного статуса. Порядок избрания. Избирательная компания 2007 года. Компетенция, место и система высших органов государственной власти и управления

Раздел 2.Конституции.
Особенности толкования и применения положений ст.5.
Неприкосновенность личности президента.
Индемнитет президента.
Порядок избрания президента. Поправка к конституции от 2 октября 2000 года.
Особенности избрания на пост президента Н.Саркази.
Функции и компетенция президента. Толкование и практическое применение
конституционных норм. Президент как гарант соблюдения конституции. Полномочия, осуществляемые лично президентом. Полномочия, требующие контрасигнатуры.
«Разделенное правление» и особенности статуса президента. Полномочия в отношении правительства Совет министров. Межминистерские советы. Отношения президента с парламентом. Полномочия, связанные с законодательным процессом. Полномочия на обра-щение к народу. Введение чрезвычайного положения (ст. 16) как собственное полномочие президента. Участие в формировании Конституционного совета. Назначение председателя Конституционного совета. Право помилования. Особенности привлечения к ответствен-ности президента Франции.

4. Конституционный статус Парламента, порядок избрания Парламента, компетенция Парламента

Конституционного закрепление функций парламента.
Особенности конституционного закрепления законодательных полномочий.
Контрольные полномочия и процедуры. Особенности конституционной процедуры от-ставки правительства.
Структура и порядок избрания парламента. Национальное собрание (5 лет - 577 депута-тов). Сенат (с 2010 г.- 246 депутатов на шесть лет с обновлением наполовину)

5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Декларация 1789 г.
Преамбула Конституции 1946 г.
Положения Конституции 1952 г.
Личные, политические и социально-экономические права и свободы.

6. Правительство Франции. Порядок формирования, особенности статуса и компетенция

Роль расстановки партийных сил в Парламенте на формирование правительства.
Декларация об общей политике.
Прекращение полномочий правительства.
Компетенция – ст.20. Роль делегированного законодательства.
Полномочия премьер-министра.
Совет министров и кабинет министров.

7. Конституционный контроль

Особенности французской модели конституционного контроля.
Формирование и роль Конституционного совета.
Формирование и роль Государственного совета.

Ссылки

Занятия

Гостевая

Развлечения

Фотоальбом

 

 

copyright © 2006 msu-iur16.narod.ru

Hosted by uCoz